|
Репин Александр Иванович
(14.10.1925 - 1.01.1997)
Творчество Александра Ивановича Репина вышло далеко за пределы Прикамья, став явлением, во многом определившем разви-тие пейзажной живописи на Урале в 60-90-е гг. XX столетия.
Александр Иванович Репин родился 14 октября 1925 года в деревне Шалюбайлово Свердловской области. В 1942 году поступил в Екатеринбургское (бывшее Свердловское) художественное учили-ще, которое закончить, однако, не успел, поскольку стал курсантом Военно-медицинского училища (1943-1944). В 1944 году был отправлен на фронт и служил в Войске Польском. Демобилизовавшись в июне 1945 года, продолжил учёбу в Свердловском художественном училище, закончив его в 1952 году. Дипломной работой А.И.Репина стала жанровая композиция «Мамин-Сибиряк и Денисов-Уральский». А дальше началась педагогическая стезя А.И.Репина: до 1957 года он преподавал рисование в городе Боровске (ныне это район Соликамска). Принятый на постоянную работу в художественные мастерские Пермской организации Союза художников Рос-сии, А.И.Репин с 1953 года участвовал в выставках, в 1963 году был принят в члены Союза художников СССР.
А.И.Репин участник многих областных и I, II, III и VII зональных выставок в Свердловске, Перми, Челябинске, Кургане, групповых выставок художников Урала в Москве, у него состоялось несколько персональных выставок в Перми, а также выставка в Боровске-Березниках. Работы А.И.Репина находятся в собраниях Пермской художественной галереи, Чайковской картинной галереи, Соликамского краеведческого музея, Музея истории Индустриального района г.Перми, в Художественном фонде России, в Министерстве культуры России, а также в частных собраниях в Германии, Италии, США, Японии и России. Искусствовед Н.В.Казаринова, говоря об этапах развития пермского изобразительного искусства в XX веке, отмечала, что в конце 1970-х годов в Перми намечается движение нонконформистов, у истоков его стояли «А.Репин и молодые художники с Народовольческой улицы». В другой своей работе Н.В.Казаринова писала: «Репин оказал немалое влияние на молодёжь своим серьёзным отношением к творчеству, постоянной неудовлетворённостью, упорным стремлением к овладению секретами мастерства. Он прежде всего обратился к серьёзной штудии натуры. Затем художник ставит перед собой задачу создания такого пейзажа, который бы синтезировал представления об Урале». Зрителям запомнились такие работы художника, как «Перед грозой» (1967), «На озере» (1969), «Лето», «Мост в Губахе» (обе - 1972), «Индустриальный пейзаж. Губаха», «Кама» (обе - 1974), «Урал» (1975), «Апофеоз», «Тишина» (обе - 1980), «Весна идёт» (1984), «Каменный пояс» (1988-1989), «Катарсис», «Космическое пространство» (обе - 1991) и многие-многие другие. Говоря о роли А.И.Репина в художественной жизни нашего края, искусствовед О.М.Власова писала: «Художник Александр Иванович Репин был Личностью с неординарным взглядом на мир, с острым различением правды и лжи, с огромным живописным талантом. Он научился ценить жизнь во всех её проявлениях и умел поддерживать её в окружающих. Прежде всего - в художниках...».
К сожалению, А.И.Репин не успел получить заслуженной награды - звание Заслуженный художник РФ, хотя документы на него и готовились. Смерть, последовавшая после тяжёлой болезни 1 января 1997 г., прервала жизнь и творческий путь замечательного художника.
6 апреля 1998 г.
Автор - В.С.Колбас.
Источник: статья неопубликована.
|